История создания ICQ

"Крошечная израильская компания Mirabilis взяла Интернет штурмом", - писала в феврале 1998 года San Francisco Chronicle. Их программа ICQ в первый же год набрала 7,5 млн подписчиков, а спустя немногим более пяти лет их стало 100 млн. Простота, доступность и открытость ICQ позволили ей невероятно быстро обрасти несметным множеством дополнений и усовершенствований, привлекающих внимание миллионов новых поклонников по всему миру. Невероятным и был успех создателей ICQ, четырех двадцатилетних парней, подаривших людям новый способ находить друзей и общаться, преодолевая расстояния и границы, и сказочно на этом разбогатевших.
Это - история ICQ со слов Джима Даттона, очевидца событий, работавшего над схожим проектом в другой компании, Activerse, проигравшей ICQ. И это часть истории мира современных технологий. Мира, где есть место энтузиазму и бескорыстию, жажде наживы и шпионажу, интригам и большой удаче, схватить которую - мечта многих и удел, увы, единиц.
1997 год. Невинные забавы
Команда Даттона работала тогда над созданием новой среды для виртуальных офисов. Прототип показали нескольким друзьям, их реакция обескураживала: "Симпатично, но я бы не стал это использовать". Впрочем, одна из возможностей этого софта заинтересовала большинство тех, кто с ним познакомился, - возможность видеть, когда другие сотрудники компании находятся в интерактивном режиме.
Activerse не знала тогда, но скоро выяснила, что другая группа программистов носилась с подобной идеей уже несколько месяцев. Это были Арик Варди, Яйр Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир -старшеклассники из Тель-Авива, которые создали компанию Mirabilis и еще в ноябре 1996 года выпустили небольшое приложение под названием ICQ (произносится как "I seek you" - "я тебя ищу"). И эта штуковина была лучше той, что сделала Activerse. А хуже всего было то, пишет Даттон, что эти мальчики раздавали свое программное обеспечение задаром и, кажется, вообще не собирались на нем хоть когда-нибудь зарабатывать. Число пользователей ICQ росло, и росло быстрее, чем у какого-либо другого софта в истории. К середине года в активе ICQ были миллионы человек, в основном подростков, многие из которых использовали ее каждый день. Activerse, впрочем, была счастлива уступить такой рынок мальчишкам из Mirabilis. Она решила сосредоточиться на платежах и корпоративных клиентах. Но вновь опоздала: ICQ-сервер для предприятий был выпущен Mirabilis уже в августе 1997 года.
Рынок IM быстро набирал обороты. В октябре в Activerse позвонили из Microsoft: ее представителей приглашали в Редмонт, чтобы они могли ознакомиться со стандартом протокола IM, разработанным в корпорации. Они съездили. По мнению Даттона, этот стандарт свидетельствовал лишь о том, что Microsoft пытается столкнуть с рельсов быстро набирающий скорость поезд Mirabilis.
1998 год. Как стать миллионером
Несмотря на дикую популярность и быстрый рост, в начале 1998 года ICQ обладала не самой большой базой пользователей. America Online, еще в 1997 году заметив феноменальный успех IM, переделала свою программу для мгновенного обмена сообщениями, AOL Instant Messenger (AIM), и интегрировала ее в Netscape Navigator. Поскольку каждый клиент AOL по определению был зарегистрированным пользователем AIM, у нее имелось порядка 10 млн пользователей. Однако скорость, с которой простенькая ICQ набирала новых подписчиков, AIM и не снилась. Было ясно, что по размеру и по лояльности аудитория ICQ скоро затмит "аоловскую". И это при том, что Mirabilis ни гроша не тратила на маркетинг и рекламу.
Было ясно и то, что другой гигант, Microsoft, проигрывает на этом быстро растущем рынке. Увлекшись битвой с Netscape за первенство на рынке интернет-браузеров, Microsoft пропускала то, что не лежало на поверхности, а именно - что миллионы людей, которых эти браузеры связывают с Сетью, оторваны друг от друга, раз не могут общаться напрямую. Microsoft решила исправить положение, поглотив выскочку Mirabilis.
Надо сказать, что Mirabilis к тому времени уже немного повзрослела. В ней было порядка ста служащих, главным образом в Тель-Авиве и в Нью-Йорке, где были установлены серверы, обслуживающие ICQ. Но по сути она оставалась группой тинейджеров, не имевших опыта в деловом мире. Миллионы клиентов не приносили им никаких доходов, у них не было плана, как начать зарабатывать, и они, вероятно, с легкостью согласились бы на предложение Microsoft, если бы не вмешался Йоси Варди, отец главы Mirabilis Арика Варди, жесткий и харизматичный, один из крупнейших израильских инвесторов. Йоси заявил, что Microsoft зря считает себя единственной компанией на земле, которая хочет иметь ICQ.
В июне 1998 года ICQ досталась-таки не Microsoft, а AOL. Гигантская корпорация выложила вчерашним школьникам, отцам-основателям ICQ, 287 млн долларов наличными, без всяких условностей типа опционов и варрантов.
Что касается Microsoft, то она прикупила небольшой стартап Flash Communications и немедленно объявила о своих планах выпустить MSN Messenger.