Репин Илья Ефимович (1844–1930), русский художник.
http://i052.radikal.ru/0806/90/f4648d7fc323.jpg
Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его "Бурлаки на Волге" (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.   

Пафос и протест в картинах Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом " Крестном ходе в Курской губернии" (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885; " Не ждали", 1884; " Арест пропагандиста", 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III", 1885, там же; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901–1903, Русский музей). Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891", там же; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в 1913 картину ножом.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", " Протодиакон"; обе работы – 1877, Третьяковская галерея), многочисленные «антологически»-совершенные образы деятелей культуры (М.П.Мусоргский, 1881; П.А.Стрепетова, 1882; П.М.Третьяков, 1883; все – там же; и другие образы, в том числе портреты Л.Н.Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты ("Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: " Осенний букет" (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Н.И.Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает его живопись в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине " Какой простор!" (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».
После октябрьского переворота 1917 художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским).
Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930.

Бурлаки идущие вброд
http://www.world-art.ru/painting/img/5000/253/1.jpg
Бурлаки на Волге
http://ilya-repin.ru/jpg/master/repin-burlaki-na-volge.jpg
Не ждали
http://www.world-art.ru/painting/img/5000/265/1.jpg
Осенний букет.
http://www.world-art.ru/painting/img/5000/272/1.jpg
Воскрешение дочери Иаира
http://i011.radikal.ru/0806/e0/25f2ca8ffc90.jpg
Двойной портрет Натальи Нордманн и Ильи Репина
http://i032.radikal.ru/0806/5e/a741d02599f9t.jpg
Ежегодный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже
http://www.world-art.ru/painting/img/5000/266/1.jpg
Железнодорожный сторож. Хотьково
http://i039.radikal.ru/0806/71/bfb62a9ad6dft.jpg
Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану
http://www.world-art.ru/painting/img/5000/260/1.jpg
Заседание Государственного Совета
http://i048.radikal.ru/0806/71/10d37c0c5bcat.jpg
Какой простор!
http://i006.radikal.ru/0806/47/da8713a22b6ft.jpg
Крестный ход в Курской губернии
http://i055.radikal.ru/0806/9c/e7e7f03834b8t.jpg
Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу
http://i032.radikal.ru/0806/5a/941a5efebda7t.jpg
На плоту в шторм на Волге
http://i006.radikal.ru/0806/e5/e5038afcdefbt.jpg
Вечерницы.
http://i058.radikal.ru/0806/c9/1c5a3ef58c80t.jpg
Стрекоза
http://i048.radikal.ru/0806/98/efdb80286348t.jpg