Ни для кого не секрет, что в настоящее время положение дел в России со здоровьем населения и его приростом далеко не благополучно. Везде пестрят страшные цифры ухудшения демографических показателей: рождаемости, смертности; процентные соотношения больных и здоровых взрослых и детей. И с каждым годом эти цифры все более пугающи…Очевидно, что во многих отношениях медицина удалилась от своих корней, от традиций, история которых насчитывает не одно тысячелетие. То же самое можно сказать и о многих аспектах жизни современных людей. И далеко не всегда это связано с научно-техническим прогрессом, а зачастую лишь с искажением, извращением морально-нравственных понятий. К сожалению, это не обошло стороной и молодых мам. Одним из примеров является мысль многих женщин о необязательности кормления грудью своего ребенка в пользу якобы соблюдения фигуры, удобства, возможности переложить часть забот о ребенке на других. Причем многие из этих женщин поначалу и не против кормить и даже теоретически знают и понимают все преимущества грудного вскармливания, но столкнувшись с первыми трудностями в этом, казалось бы, естественном деле – очень быстро отказываются от этой идеи, находя себе оправдания и не желая приложить хоть какие-то усилия…Впрочем, тема морали и нравственности, духовности в семейной жизни и в воспитании детей слишком глубока и серьезна, а сегодня, в рамках этой статьи, мы лишь попытаемся рассказать о некоторых фактах из Библейской истории, связанных с материнством и кормлением грудью, а также о святых помощниках матерей.
Вопрос о кормлении грудью - о млекопитании новорожденного как о залоге его здоровья, ведет свое начало от Адама и Евы, от их детей. Первые люди были близки к природе, и грудное вскармливание потомства было единственным способом их выживания и продолжения рода. Только в последние два века человечество решило нарушить связующую нить природы и поколений, которая, согласно Библии, насчитывает более 7500 лет! В Священном Писании и в Священном Предании, в житиях и творениях святых отцов Церкви мы находим ясные упоминания о грудном вскармливании как неоспоримом руководстве, законе в жизни родильницы, как о ее святом долге.
В первой книге Библии, называемой «Бытие», рассказано о том, как находящаяся уже в глубокой старости, дотоле бесплодная Сара родила от мужа Авраама сына Исаака. При этом указывается и на тот факт, что она сама вскормила его грудью. Далее читаем: «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди» (Быт.21.8.). В комментарии к этому отрывку в Толковой Библии Лопухина сказано: «Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго…до пяти лет и обычно продолжалось не менее трех…Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его».
В финале ветхозаветной истории, о котором повествуют неканонические библейские книги Маккавеев, мы встречаемся со следующим эпизодом. Мать, утешая сына, принимающего мученическую кончину за идеалы своего народа, говорит ему: «Сын! Сжалься надо мною, которая три года питала тебя молоком, не страшись этого убийцы и прими смерть, чтобы я по милости Божьей опять обрела тебя» (2 Макк.7.27-29).
Не случайно Библия обращает внимание и на младенческий период жизни пророка Самуила, когда мать его Анна, давшая обет посвятить младенца Богу, сказала «мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда». «И сказал ей Елкан, муж ее: делай, что тебе угодно: оставайся, доколе не вскормишь его грудью…И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила» ( 1 Цар.1.22-23).
Многие строки Библии говорят о том, что материнскому кормлению придается также некоторое сакраментальное и символическое значение. О нем упоминается, когда речь идет о преданности своему народу, о подвиге, о посвящении Богу, определяется идеал братской любви как родство молочное, а не кровное («О если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!» (Песн.8.1)).
В письмах и житиях русских святых есть замечательное сравнение питания молоком матери и Таинства Причастия. Его приводит святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»: «Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть созданных им животных, Тот дал, наконец в пищу и питие и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому, как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ее, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь».
Конечно, наиболее ярким примером, идеалом материнства является Пресвятая Дева Мария, Богородица, которая в полной мере исполнила свое священное предназначение – она выносила в своем чреве, родила и вскормила Господа Иисуса Христа грудью. Не случайно иконы Божией Матери являются наиболее чтимыми у большинства народов мира, а особенно у женщин, как образы высшей любви и нравственности, а также как символы материнской преданности, силы и подвига. Многие иконы Богородицы посвящены именно рождению, кормлению и воспитанию: «Млекопитательница», «Блаженно Чрево, носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие», «Помогательница женам чады рождать» («Помощь в родах»), «Умиление», «Воспитание», «Целительница», «Федоровская». Молясь перед этими иконами, женщины и их родные ищут защиты и помощи у своей небесной матери в период беременности, родов и взращивания малышей – наиболее важных и ответственных моментах семейной жизни. Очень часто беременные носят образки Божией Матери, берут иконки в роддом и потом окружают ими родившегося ребенка: ставят у пеленального столика, вешают на кроватку …
Вообще, человеческой природе свойственно обращаться к высшим силам в основном в критических ситуациях. Бывают моменты, когда все люди - верующие в Бога, верующие «во что-то высшее» и даже совсем не верующие призывают Господа и молятся святым. Это моменты особых переживаний, когда дело касается жизни и здоровья близких и детей, и люди уповают на помощь свыше, ведь порой больше не на кого надеяться…Мы редко обращаемся к небесам с благодарностью, а чаще взываем о помощи, когда чувствуем себя бессильными. Именно такие ощущения порой испытывает женщина в момент родов, когда процесс идет помимо ее воли...Тут уже она полностью находится во власти природы, Творца и высших сил... Заметим, что даже если женщина не собирается кормить ребенка грудью и решила это заранее, все равно, природа возьмет свое, организм ее настроится на кормление, будет вырабатывать соответствующие гормоны, и возможно, у нее даже появится молоко. И только потом, уже приложив некоторые усилия, она сможет сделать по-своему, повернув естественный процесс вспять…Но лучше все же довериться природе и Божьему промыслу, приложить все усилия, чтобы реализовать свое женское предназначение «на все сто» и призвать на помощь святых, благо церковь заботливо предлагает молитвы о благополучном чревоношении младенца и родах, о кормлении грудью и о воспитании.
Кому молиться о помощи
Список этот составлен из знания жизни и подвигов этих святых; чудеса, явленные ими в их земной жизни, объясняют тем самым, почему именно от какой-то определенной болезни и в какой-то определенной ситуации им обычно молятся. В то же время, к этим же святым люди часто обращаются в совершенно различных нуждах и болезнях и по вере своей получают помощь от них. Тексты молитв можно найти в молитвословах, а можно молиться и своими словами – главное, делать это не «на автомате», а настроиться на то, о чем и о ком вы просите.
* Бесплодие - праведные Иоаким и Анна (22.09.)*, преподобный Роман чудотворец (10.12), пророк Захария и праведная Елисавета (18.09);
* Болезни (все) - великомученик и целитель Пантелеймон (09.08.), Божия Матерь "Целительница" (01.10.), Бессребреники Косма и Дамиан (14.11.).
* Дети (защита), для наставления их на правильный путь - прп. Серафим Саровский (15.01. и 1.08.), Образы Богородицы "Благословление детей" (для детей до 10 лет), "Скоропослушница" (от 10 до 16-18 лет) (22.11.).
* Детские болезни - мученик Иулиан (Юлиан) (04.07 и 25.09.), Молитва святых седми отроков, Бессребреники Косма и Дамиан (14.11.)
* Женские кровотечения - святитель Иулиан (04.07 и 25.09.);
* Любовь матери и детей - "Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья" (30.09.);
* Мастопатия (от нее) - сщмч. Ипатий Печорский, целебник (13.04.), Богородица "Млекопитательница" (12.01);
* Младенцев покровители - праведный Симеон Богоприимец (16.02.), мученик Иулиан (04.07 и 25.09.);
* Молока материнского недостаток - сщмч. Ипатий (13.04.), Богородица "Млекопитательница" (25.01);
* Неспящий младенец - Ангел-хранитель, Молитва святых седми отроков;
* Роды и кормление ребенка - "Божья Матерь Феодоровская" (29.08.), великомученица Анастасия Узорешительница (04.01.), Великомученица Екатерина (07.12.), Богородица "Помощница в родах", Богородица "Млекопитательница" (25.01);
* Сына зачать - преподобный Александр Свирский;
* Трудные роды - Великомученица Екатерина (07.12.), пророк Захария и праведная Елисавета (18.09.), прп. Мелания Римлянина (13.01.), великомученица Анастасия Узорешительница (04.01.);
* В просьбе родить здоровых детей – иконы Божией Матери «Помогательница женам чады рождать» («Помощь в родах»), «Целительница», «Скоропослушница», Блаженная старица Матрона Анемнясевская.
* Дни празднования указаны по новому стилю