Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло, свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых — все это та благо­датная почва, на которой произрастает здоровье телесное и душевное.

Но и сегодня многие недооценивают значение движений дня детей раннего возраста. Часто можно услышать: «У меня замечательный малыш, такой спокойный.» Да, это удобно, когда ребенок тихо лежит в кроватке, спокойно сидит в креслице или стоит в манеже, послушно идёт со взрослым за ручку. Но ограничение естественной подвижности, недо­статочная физическая нагрузка крайне неблагоприятно ска­зывается как на здоровье малыша, так и на формировании его личности. Недостаток двигательной активности может прекрасно восполнить детский массаж и специальная гимнастика. Каждый ребенок раннего возраста должен получать массаж и   гимнастику, причем если со здоровыми детьми занятия на­чинаются в 1—1,5 месяцев, то с детьми, имеющими какое-либо отклонение в развитии, детский массаж и гимнастику следует начинать как можно раньше.

С целью контроля за психомоторным развитием малыша следует вести дневник наблюдений, отмечая появление пси­хических реакций (первая улыбка, «комплекс оживления», «гуление» и т.п.) и двигательных навыков (поднимание головы, повороты, ползание и т. д.). Можете воспользоваться примерным дневником, помещенным в конце книги. Здесь же можно записать рекомендации педиатра или специалиста по ЛФК и зафиксировать достигнутые успехи.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО МАССАЖА

Детский массаж оказывает на организм ребенка разно­стороннее, исключительно благотворное воздейст­вие, Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импуль­сов, которые, достигая коры головного мозга, ока­зывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее — контроль над работой всех систем и органов и их регулирование. Тактильный раздражитель, каким является детский мас­саж, в грудном возрасте особенно важен: он ока­зывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и голосовых реакций. Отмечено, что легкое похлопывание по щечке вызывает у ребенка улыбку в первые недели жизни, другие раздражители, зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны  ее стимулировать. Некоторые педиатры называли эту улыбку физиологической, в отличие от улыбки в ответ на зрительный и слухо­вой раздражители.
Психологи, изучавшие развитие речи у детей, отметили, что первые речевые реакции (гуление) также возникают в ответ на поглаживание ног, живота, в то время когда другие формы общения со взрослым не вызывают у ребенка оживления, наблюдения получили физиологическое обоснование в работах физиологов, которые свидетельст­вуют, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухо­вого) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожный анализатор; прикосновение к коже вызывает не только эмоциональные, но и оп­ределенные двигательные реакции.

Основные приемы детского массажа — поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Различные приемы массажа оказывают различ­ное действие на нервную систему: погла­живание, растирание и разминание усиливают тор­мозные процессы — успокаивают нервную систему, поколачивание и пощипывание усиливают возбуж­дение. Кроме того, детский массаж действует непосредственно на те органы и системы, которые расположены бли­же к коже: это прежде всего лимфатиче­ская система. Массаж оказывает влияние на лимфообращение, ускоряя ток лимфы и тем са­мым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена, поэтому утомленные мышцы при массаже отдыхают быстрее, чем при полном покое
под влиянием массажа периферическая ка­пиллярная сеть расширяется, что проявля­ется порозовением кожи (эффект, которого следует добиваться при массаже). Приток крови к масси­руемому участку обеспечивает благоприятные усло­вия для питания и оздоровления кожи: она стано­вится розовой, блестящей, эластичной. Действие различных приемов детского массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; поколачивание и пощипывание — сокращение. При вялости брюшного пресса и кишечной му­скулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое зна­чение.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка и прежде всего укрепляют костно-мышечную систему.
Известно, что работающая мышца потребляет питательные веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время ра­боты мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. В результате систематической тренировки мышцы становятся округлыми и эластичными.     При сокращении мышц в местах их прикрепле­ния происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и ши­ре. Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объём крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и легочная вентиляция, т, е. насыщение крови кислородом. Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на про­гулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они ни были одеты. Вовремя движений, в связи с повышением теплопродукции, уси­ливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.

Таким образом, двигательные акты обслужива­ются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Все это требует взаимной согласованно­сти в работе всех физиологических систем, что за­висит от соответствующей нервной регуляции. Так, в тренировку включается и нервная сис­тема. Русский физиолог ИМ. Сеченов писал, что
«работа мышц есть работа мозга», и этим опреде­лил взаимозависимость мышечной работы и нерв­ной системы.  В результате систематической тренировки ни одна система не остается без изменений. Эти изменения касаются мышц, костей, грудной клетки и т.д., особенно в период формирования их и наи­большей пластичности. Изменения касаются не только формы, но и функции. Важнейшим из функциональных изменений яв­ляется нормализация нервных процессов возбужде­ния и торможения. Основные свойства этих процес­сов: сила, уравновешенность, подвижность — со­вершенствуются, что очень важно для правильного и гармоничного развития личности.

В воспитании детей нельзя недооценивать того, что движения являются для них основным источ­ником радости, а радость играет большую роль для состояния сердечно-сосудистой системы.  Каждой эмоции соответствует особое состояние и особый характер работы сердца и сосудов: отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев) вызывают сужение сосудов, что создает неблагоприятные условия для питания тканей; радость расширяет сосуды, при этом создаются благоприятные условия для питания и работы органов. Мы привыкли все наши чувства приписывать сердцу, отсюда выражения «замирает от страха, сжимается от жалости, пылает гневом» и т. д. Эта связь эмоций с работой сердца и сосудов была отмечена еще в глубокой древности: «сердце холодное, горячее, доброе, злое, черствое, отзывчивое» и т.д. или «кожа бледнеет, краснеет от страха, стыда» и т. д.

Физиологическим действием движений определя­ются основные принципы организации гимнастики для детей:
    1. Гимнастика не должна проводиться натощак, сразу после еды, непосредственно после ночного сна.
    2. Проводить занятия лучше на открытом воз­духе или в помещении при непрерывном притоке воздуха, т. е. при открытых окнах (летом) или при открытой форточке (зимой).
    3  Гимнастика должна доставлять ребенку удо­вольствие; недопустимо заниматься ею с плачущим ребенком.
    4.  В летнее время гимнастика должна прово­диться в более прохладные часы дня, во избежание
перегревания.
    5.  Упражнения для различных групп мышц дол­жны чередоваться (т. е. должен соблюдаться прин­цип рассеянной нагрузки). Несоблюдение этих усло­вий делает занятие гимнастикой антифизиологичным.

Соответствующий режим движений необходим не только для здоровых, но и для больных детей. Исследования последних лет показали, что если  больного человека надолго уложить в постель, то основное заболевание осложняется развитием гипокинетического синдрома: мышцы плохо сокращаются, изме­няются химические свойства их белков, из костной ткани вымывается кальций и т. д. Все вышесказанное о физиологическом действии движений относится не только к гимнастике, но и движению вообще — будь то самостоятельные  игры или организованные подвижные игры под музыку или без нее и т. д. Стимулирование движений не является основной  гимнастики, так как это может быть достигнуто другими способами: соответствующей об­становкой; пособиями и игрушками, организованны­ми подвижными играми, музыкальными занятиями, зарядкой и т. д. Потребность ребенка в движениях также не может быть покрыта 5—10-минутным занятием гим­настикой.  В свободных, подвижных играх ребенок двигается согласно собственной инициативе и по-своему  меняет движения, позу и чередует деятельность с отдыхом, поэтому самостоятельная деятельность наименее утомительная из всех форм двигательной активности детей. Большое физиологическое значение самостоятельной деятельности заключается в том, что в ней главным образом удовлетворяется свойственная ребенку чрезвычайно большая потребность в движе­ниях. Ни одна из всех других форм двигательной активности (организованные подвижные игры, зарядка, гимнастика) и даже все они, вместе взятые, не  покрывают эту потребность так полно, как самостоятельная деятельность при условии, конечно, соответствующей обстановки, обеспечивающей ак­тивность детей данного возраста. Поэтому организация условий (площадь, пособия, игрушки) для подвижных игр должна быть на первом месте в плане воспитания движений детей.

Кому неизвестна детская непоседливость и кажущаяся на первый взгляд неутомимость? Обездвиживание причиняет ребенку страдание, и плохие педагоги часто использовали его как наказание: «стань в угол, к стенке» и т. п. Родители должны постараться не ограничивать подвижность и любознательность ребенка, стимулируя тем самым его творческие задатки.Чтобы выработать правильные движения, нужны специальные занятия - гимнастика. В этих занятиях формирование правильного дви­гательного стереотипа проходит ряд стадий: неточ­ные, неловкие, скованные движения постепенно уточняются, выполняются без излишнего напряже­ния, с меньшей затратой энергии и наконец стано­вятся автоматическими и в таком качестве состав­ляют основу всех жизненно необходимых движений. Чем раньше начинается детская гимнастика (лучше в груд­ном возрасте - в период формирования двигатель­ных навыков) тем легче воспитать правильный ди­намический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой, надо уделять тем двигательным навыкам, которые наи­более употребительны в жизни. Так, в первом полу­годии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как непра­вильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.  После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках не подтягиваться на руках в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, от­стают в  развитии. После года надо научить ребенка правильно хо­дить, что способствует хорошей осанке и нормаль­ной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физи­ческой культуры на протяжении всей жизни человека. Гимнастика является самой напряженной фор­мой двигательной активности детей, направленной на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние, ходьба), на воспитание ритмичности в широком значении, т. е. пластичности и экономии энергии, обеспечивающих меньшую  утомляемость. В связи с основной задачей гимнастики — улуч­шать качество движений — правильность и точ­ность движений в гимнастических упражнениях должна контролироваться руками того, кто проводит занятие, или специальными приспособлениями. Только при этом условии в гимнастике ребенок по­лучит то, чего он не получает в свободных и организованных подвижных играх. В этом и заключа­ется отличие гимнастки от всех других форм дви­гательной активности ребенка, основанных на сво­бодных движениях, точность и правильность кото­рых не обусловлена. Может ли ребенок помимо гимнастики в сво­бодных и организованных играх приобрести пра­вильный динамический стереотип? Может, хотя далеко не всегда, путем так называемых «проб и ошибок», но это в лучшем случае длинный путь. Гимнастика же представляет собой более короткий и верный путь, который должен быть использован для всестороннего воспитания детей. Итак, в гимнастике, в отличие от других видов двигательной деятельности ребенку должны быть обусловлены точность правильность движений: в грудном возрасте — руками родителей, в старшем — специальными приспособлениями (гимнастическое оборудование).

В занятиях гимнастикой смешивать упражнения игровыми движениями нецелесообразно, как с физической, так и с практической точки зрения; игровых движений, не требующих особого напряжения, сосредоточенности и внимания, дети рабочую установку» им трудно переключиться нагимнастические упражнения. Тем не менее не исключает того, чтобы дети воспринимали занятие гимнастикой как любимую игру. Для того чтобы гимнастика доставляла детям радость, необходимо соблюдение  следующих условий: во-первых, упражнения должны быть доступны,  соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, также должна соответствовать возрасту. Существует ряд заболеваний, при которых мас­саж и гимнастика противопоказаны: при всех острых лихорадочных заболеваниях; при тяжелых формах гипотрофии (атрофия); npи гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты). При заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при рахите в период загара и при остром течении болезни явлениями гиперестезий; при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов; при врожденный пороках сердца, протекающих  выраженным цианозом и расстройством компенсации; при различных формах геморрагического диате­за, особенно при гемофилии; при острых нефритах; при острых гепатитах; при активных формах туберкулеза; при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов .брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.
Примечание.Во всех остальных случаях при наличии грыжи гимнастика желательна, но при обязательном предварительном наложении пласты­ря.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА
Прежде всего выберем место для проведения за­нятий. Это может быть любая твердая поверхность, лучше всего подходит стол для пеленания. Засте­лите его чистой пеленкой под которую подкладывается клеенка и сложенное в два раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Место для занятий должно быть хорошо освещено, вдали от отопительных приборов и сквоз­няков. Комнату надо хорошо проветрить, а в теплое время года проводить массаж лучше при открытой форточке (окне) или на свежем воздухе, таким об­разом сочетая его с закаливанием. Массаж следует проводить за О,5—1 час до кор­мления или через 40—45 минут после него.

Самое главное: массаж и гимнастика для ребенкане не только лечебно-оздоровительная процедура,  но и огромное удовольствие.